11 и 12 сентября 2021 года Москва отметит свой 874-й день рождения!

tposao11.09.20211min2410

Поздравляю вас, дорогие ветераны, с праздником! Желаю крепкого здоровья, хорошего настроения и счастья! Активно участвуйте в праздничных мероприятиях нашего города!

Ко дню рождения Москвы Департамент социальной защиты провел онлайн-конкурс мемуаров жителей столицы старшего поколения «В памяти моей Москва».
Ветеран педагогического труда Северного округа Морозова Надежда Петровна стала победителем конкурса и её воспоминания о Москве, как самые  интересные мемуары,вошли в электронную книгу воспоминаний, выпуск которой запланирован к празднику Города.

Поздравляю Надежду Петровну с победой в конкурсе и желаю дальнейших творческих успехов.

Советую вам, дорогие ветераны, ознакомиться с её воспоминаниями о Москве.

Председатель СВПТ САО Мария Ивановна Карякина.

 

ЦСО «САВЕЛОВСКИЙ» Северный административный округ г. Москвы

В ПАМЯТИ МОЕЙ МОСКВА

                                                                                    Морозова Надежда Петровна

Так получилось, что вторую половину своей жизни я живу в замечательном городе Москве. В Москве мне очень дорог Савеловский район. Я здесь живу более сорока лет, здесь я работала учителем в школе №694 с момента приезда в Москву и до того времени, когда школы района объединили в один комплекс.

80-е, 90-е годы прошлого столетия школа № 694 была не худшей в районе. Это типичная московская школа того времени с замечательным, дружным коллективом педагогов. Ежедневно чувствовалось доброе отношение коллег друг к другу.

В те годы в школе была определенная система воспитательной работы, которая складывалась годами. И основополагающее значение имело гражданско-патриотическое воспитание. Каждый педагог в своей воспитательной работе учитывал особенности развития детского коллектива, а также специфику школы, расположенной в микрорайоне, где много семей разных национальностей, малообеспеченных и многодетных. Проводились внеклассные мероприятия, экскурсии по музеям, выставочным залам Москвы, встречи с интересными людьми. К нам в школу регулярно приезжал театральный кассир и распространял среди классов театральные билеты. Массовые посещения театров сплачивали детские коллективы. Особенно чувствовалось взаимопонимание между классными руководителями и родителями учащихся.

Я часто вспоминаю первый День города. Это было в 1987 году. Наш район праздновал его около Бутырского рынка на площади для массовых мероприятий. Сейчас там располагается автосервис. Все школы и организации праздничными колоннами пришли к месту сбора, где состоялось народное гулянье. Была прекрасная праздничная программа. Были учтены интересы различных возрастных групп населения. В последующие годы День города в Савеловском районе проводился на стадионе «Автомобилист».

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании играли музеи, которые постепенно создавались в нашей школе. Это был целый комплекс, представляющий богатейшую базу для всестороннего развития учащихся и работы педагогов – классных руководителей и учителей-предметников. Содержание каждого музея было рассчитано на раскрытие и формирование в наших воспитанниках чувств патриотизма.

Музеи школы хранили богатейшие материалы об истории школы, истории Савеловского района, о ветеранах Великой Отечественной войны, об истории Конституции, о косметическом объединении «Свобода». На базе музеев существовало детское общественное объединение «Совет музея». Дети сами проводили экскурсии, участвовали в городских конкурсах туристско-краеведческой направленности, пополняли материалы музеев новыми экспонатами. Встречались со старожилами, ветеранами войны и труда, учителями-ветеранами и выпускниками школы.

Школьные музеи имели воспитательную и научно-познавательную ценность. Свой первый урок первоклассники школы начинали со знакомства с музеями. Это было знакомство с музеем «Истоки». Отсюда начиналось привитие любви к Родине, к родной школе.

В музее «Истории Москвы» границы «малой родины» расширялись до границ Савеловского района, Северного округа и, наконец, самой столицы. Изучение истории родного района проходило не только через экскурсионную деятельность. Проектные работы «История улиц Савеловского района» помогали ребятам ощутить, как район растет и меняется вместе с ними.

Взаимодействие школы с семьями учащихся активно проявилось при создании музея «От поставщика императорского двора к Объединению «Свобода». В те годы в косметическом объединении работало много родителей наших учеников, и они оказали огромную поддержку в осуществлении проекта по открытию этого музея.

Огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании учащихся школы по сей день имеет музей «Долгу верны!». Этот музей создавался силами педагогов, учащихся и их родителей. Это триединство по-прежнему помогает осуществлять и укреплять преемственность поколений, рождает чувство ответственности всех поколений за сохранение и передачу памяти о великих героях и простых солдатах, которые освободили Родину от немецко-фашистских захватчиков. Экспонаты музея рассказывают о родных учащихся, прошедших через боевые действия и непростую жизнь в тылу, ветеранах нашего района, с которыми ребята неоднократно встречались в школе. Такого рода исследовательская деятельность учащихся делает историю более личной, трогательной и живой. Здесь же красной нитью проходит преемственность поколений. Самой важной была работа по созданию «Книги памяти». Был большой поиск материалов об участниках Великой Отечественной войны – жителях Савеловского района и оформление полученных материалов. В основном, это сотрудничество всех – и ветеранов, и детей, и учителей, и сотрудников военно-исторического музея «Долгу верны!», и администрации школы, и родителей, и СМИ… Всех невозможно перечислить. Кроме этой огромной работы, была поставлена задача: создание проектов, посвященных городам-героям, уроки мужества, вахта Памяти героев, проведение мероприятия в рамках общешкольного проекта «Литературно-музыкальная гостиная «Песни войны», участие в конкурсе «Юный экскурсовод», в различных конкурсах газет, плакатов, рисунков, смотре строя и перекличке героев… И опять можно поставить многоточие.

Говоря о музее школы «Долгу верны!» нельзя умолчать о теме второго зала этого музея, который посвящен выпускнику нашей школы Игорю Николаевичу Чернову-Ягодину. Материалы экспозиции отражают весь жизненный путь героя. Материалы собирались при поддержке правоохранительных органов города Москвы. Игорь Николаевич прошел свой жизненный путь: знаменосец в школе, победитель спортивных соревнований, лучший курсант в летном училище, отличник в боевой и политической подготовке в Высшем училище МВД. И он же бесстрашно прикрыл грудью товарищей при захвате особо опасных преступников. Становится очевидным, что такой багаж чести и достоинства мог быть сформирован на примере его отца – военнослужащего и деда – участника Великой Отечественной войны.

Воспитание настоящего патриота невозможно без помощи положительного влияния социального окружения. И здесь ведущее место занимала работа с ветеранами Великой Отечественной войны Савеловского района. С Советом ветеранов были самые тесные взаимодействия. В те годы большую помощь оказывал и Центр патриотического воспитания Управления образования Северного округа.

Каждый школьный музей имел свою программ у развития, план работы, ученический актив. Действовали кабинет музейной педагогики, лекционный и выставочный залы.

 

Рубрики

Оставить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *